Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Русский язык

Дата: 9 ноября 2021 в 13:33, Обновлено 8 января в 11:54

Миронова Лариса Викторовна - тренер, учитель русского языка и литературы ГУО "Средняя школа №1 г.Славгорода" 

Список учителей,

входящих в состав творческой группы

районного ресурсного центра по подготовке учащихся к республиканской олимпиаде

по учебному предмету «Русский язык»

  

1

Миронова Лариса Викторовна

ГУО « СШ №1 г. Славгорода»

Тренер, руководитель творческой группы

2

Давыдова Виктория Ивановна

ГУО « СШ №2 г. Славгорода»

учитель русского языка

3

Чепикова Алеся Васильевна

ГУО « СШ №2 г. Славгорода»

учитель русского языка

4

Щербо Жанна Анатольевна

ГУО «Лопатичская СШ»

учитель русского языка

5

Янкова Вера Ивановна

ГУО «Гиженская СШ»

учитель русского языка

6

Олимская Алеся Анатольевна

ГУО « СШ №1 г. Славгорода»

учитель русского языка

7

Дерюжинская Ирина Федоровна

ГУО «Васьковичская СШ»

учитель русского языка

8

Бузько Ольга Алексеевна

ГУО «Свенская СШ»

учитель русского языка

СПИСОК УЧАЩИХСЯ РРЦ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

№ п/п

Государственное учреждение образования (далее ГУО)

Фамилия, имя учащегося

класс

1.

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода»

Пищенко Арина Анатольевна

8

2.

ГУО «Свенская средняя школа»

Новикова Полина Владимировна

8

3.

ГУО «Свенская средняя школа»

Гваздёва Ольга Сергеевна

8

4.

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода»

Кандидатова Александра Анатольевна

9

5.

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода»

Гудухина Дарья Дмитриевна

9

6.

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода»

Минова София Александровна

9

7.

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода»

Кононкова Ульяна Сергеевна

10

8.

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода»

Сомова Виолетта Ивановна

10

9.

ГУО «Лопатичская средняя школа»

Евсеенко Вероника Васильевна

11

ПРОГРАММА

подготовки  к  республиканской олимпиаде

 по учебным предметам  «Русский язык» и «Русская литература»

учащихся 9-11 классов Славгородского района

 

История русского литературного языка

            Из истории русского литературного языка: некоторые особенности развития (XI – начало XIV в.; XIV – начало XVII в.; XVII – середина XVIII в.; XVIII – середина XIX в.). 

Фонетика. Орфоэпия

            Система фонем русского языка. Гласные и согласные. Система гласных фонем. Артикуляторно-акустическая характеристика русских гласных. О дифференциальных признаках гласных. Система согласных фонем. Артикуляторная характеристика русских согласных. Образование основных оттенков согласных фонем. Коррелятивные признаки согласных. Корреляция по звонкости-глухости. Корреляция по твёрдости-мягкости. Спорные вопросы в системе фонем русского языка. Фонематическая трактовка сложных звучаний.

            Чередование фонем: позиционные и исторические чередования. Позиционные чередования гласных и согласных. Сочетаемость фонем русского языка.

            Словесное ударение. Место ударения в русском языке. Безударные и слабоударные слова. 

Состав слова. Словообразование

Морфемика. Морфема. Система словообразовательных единиц. Словообразовательные единицы и их производные. Словообразовательные единицы и их синонимы (дублеты). Подсистема словообразовательных единиц имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий.   Суффиксы иноязычных слов (поэте-есс-а, опер-етт-а и т.п.).

            Исторические изменения в морфемном составе слова: опрощение и переразложение. Словари морфем и морфемные словари.

            Морфонологические явления: чередование гласных и согласных фонем, перемещение ударения, усечение, наложение морфем (интерференция), интерфиксация. Морфемный анализ слова.

             Словообразовательная структура слова. Множественность словообразовательной структуры слова. Словообразовательная структура слова и его морфемный состав. Способы словообразования. Словообразовательный тип. Словообразовательный анализ.   

Лексика. Фразеология

Историческая лексикология: из истории слов. Этимология некоторых лексических единиц. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения (заимствованная, старославянизмы). Признаки заимствованных слов. Старославянские элементы.

Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (устаревшие слова, неологизмы). Омоформы. Омофоны. Омографы. Варианты и дублеты. Многозначность и омонимия. Проблема разграничения многозначности и омонимии. Синонимы. Антонимы.

Фразеологизмы, широко используемые в современном русском языке и встречающиеся в произведениях художественной литературы, периодической печати, разговорной речи. Устойчивые образные сравнения, крылатые слова русского языка. Иноязычные фразеологизмы. Русские синонимы иноязычных фразеологизмов.

             Сокращения современного русского языка (аббревиатуры, графические сокращения, например, а/я, р-н и т.п.): правописание, образование, произношение и ударение, грамматическая характеристика.

Морфология

            Имя существительное: колебания между одушевлённостью и неодушевлённостью, трудные случаи определения рода (толь, мигрень, выпь; домишко, сапожище; чудило, плакса; рефери, буржуа, род аббревиатур т.п.), числа, падежа. Некоторые случаи склонения имён существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные собственные, в т.ч. и фамилии.

            Глагол. Формы повелительного наклонения глаголов. Инфинитив. Формы глаголов прошедшего времени на -нуть. Непродуктивные глаголы с двумя формами настоящего-будущего времени типа сыплет – сыпет. Формы настоящего времени глаголов на -чь и др.формы глагола и их форм.

             Имя прилагательное. Краткая форма прилагательных на -енный, формы сравнительной степени прилагательных и наречий. Субстантивированные прилагательные и причастия.

Местоимения, особенности их употребления. Числительное. Формы косвенных падежей некоторых числительных.

Наречие. Разряды по значению. Степени сравнения наречий. Предикативные наречия.

          Служебные части речи, трудности использования их в речи.

Синтаксис и пунктуация

            Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Инфинитивные предложения. Синтаксическая роль инфинитива. Номинативные предложения. Разновидности номинативных предложений. Полные и неполные предложения. Эллиптические предложения. Осложнённые предложения. Многочленное сложное предложение. Чужая речь. Виды сказуемого. Согласование сказуемого. Согласование прилагательных-определений.

Сочетание знаков препинания. Знаки препинания в начале предложения. Знаки препинания внутри предложения. Членение предложения с помощью точки. Тире между членами предложения. Тире в неполном предложении. Тире в функции соединения. Тире в функции выделения. Знаки препинания при именительном темы. Сложные случаи постановки знаков препинания при однородных, обособленных членах предложения, в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами, вводных и вставных конструкциях, при обращении, междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах, в сложном предложении, прямой речи, цитатах. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Знаки препинания в текстах разговорной речи.  

Стилистика. Культура речи

             Стили русского языка. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика: стилистическое использование форм частей речи, стилистический синтаксис.

             Изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза), стилистические фигуры (анафора и эпифора, параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие).

          Нормы русского литературного языка: акцентологическая, орфографическая, речевая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная. Нарушение норм русского литературного языка.

Отзыв о литературном произведении

             Отзыв как жанр речи. Особенности композиции отзыва.

            Полнота и глубина интерпретации содержания произведения: тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос (ведущий эмоциональный тон произведения); художественное время и пространство; образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы; сюжетно-композиционные особенности; социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст.

            Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявление авторской позиции: учёт жанровой специфики, приёмы и средства выразительной и образной речи: фонетические, лексические, в т. ч. тропы, фразеологические, морфологические, словообразовательные, синтаксические; размер, рифма, строфика как элементы ритма.

          Цветопись, её роль в авторском замысле. Звукопись. Написание отзыва о художественном произведении (практикум)

Литература

Устное народное творчество:эпические, лирические, драматические произведения. Особенности художественного мира фольклорных произведений. Фольклор в живописи, музыке, коно- и мультфильмах.

Древнерусская литература и её жанры. Своеобразие произведений древнерусской литературы. Древнерусская литература и искусство.

Художественная литература как вид искусства. Писатели, поэты и их произведения в курсе литературы 5-11 классов (жизненный и творческий путь).

Содержание изученных произведений, их проблематика, основные герои; их жанровая и родовая принадлежность, художественное своеобразие. Литература и искусство.

Особенности литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм).

Теория литературы:

· виды народных сказок, особенности сказочного повествования, отличие литературной сказки от народной; миф и сказка;

· лирика как литературный род; особенности лирических произведений;

· углублённое понятие о ритме, рифме, интонации в лирических произведениях, стихотворных размерах;

· драма как род литературы. Специфика драматических произведений;

· обогащение понятия о рассказе, повести и др. эпических жанрах, развитие понятия о сюжете, литературном герое, портрете литературного героя, пейзаже, образе-символе;

· антитеза, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, метафора, аллегория; художественная деталь, строфа;

· основные жанры драмы, особенности драматических произведений; средства и приёмы создания комического;

· индивидуальность авторского стиля.

ГРАФИК

работы районного ресурсного центра по учебному предмету «Русский язык»

на второе полугодие 2024/2025 учебного года

№ п/п

Тема занятия

Дата

проведения

Время проведения

Ф.И.О. преподавателя

Место проведения

1.

Анализ лирического произведения. Актуальные подходы к написанию отзыва.

11.01.2025

9.00

Миронова Лариса Викторовна

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода», к.24

2.

Фонетика. Фонетический разбор. Фонетическая транскрипция

18.01.2025

9.00

Олимская Алеся Анатольевна

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода», к.25

3.

Практикум по разделам «Фонетика», «Орфоэпия»

23.01.2025

9.00

Семченко Ольга Викторовна

ГУО «Средняя школа №2

г. Славгорода», к.14

4.

Фразеология. Употребление фразеологизмов в речи.

01.02.2025

9.00

Давыдова Виктория Ивановна

ГУО «Средняя школа №2

г. Славгорода», к.8

5.

Морфология. Орфография.

08.02.2025

9.00

Бузько Ольга Алексеевна

Идентификатор конференции

6170248035

Код доступа:  123456 

6.

Лексикология. Лексическое значение слова

15.02.2025

10.00

Янкова Вера Ивановна

Идентификатор конференции

4785199834

Код доступа:   041221

7.

Речевые ошибки в русском языке

22.02.2025

9.00

Чепикова А. В.

ГУО «Средняя школа №2

г. Славгорода», к.10

8.

Синтаксис простого предложения

01.03.2025

14.00

Дерюжинская Ирина Федоровна

Идентификатор конференции

354 316 01 41

Код доступа:  07081218

9.

Практикум по разделу «Орфография»

15.03.2025

9.00

Миронова Л. В.

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода», к.24

10.

Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях

22.03.2025

9.00

Олимская Алеся Анатольевна

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода», к.25

11.

Практикум по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»

29.03.2025

9.00

Давыдова Виктория Ивановна

ГУО «Средняя школа №2

г. Славгорода», к.8

12.

Словообразование. Словообразовательный разбор

05.04.2025

9.00

Семченко Ольга Викторовна

ГУО «Средняя школа №2

г. Славгорода», к.14

13.

Практикум по разделу «Словообразование»

12.04.2025

9.00

Бузько Ольга Алексеевна

Идентификатор конференции

6170248035

Код доступа:  123456 

14.

Разные виды обособлений

19.04.2025

9.00

Чепикова Алеся Васильевна

ГУО «Средняя школа №2

г. Славгорода», к.10

15.

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями

26.04.2025

10.00

Янкова В. И.

Идентификатор конференции

4785199834

Код доступа:   041221

16.

Синтаксис сложного предложения. Предложения с различными видами связи.

03.05.2025

14.00

Дерюжинская И.Ф.

Идентификатор конференции

354 316 01 41

Код доступа:  07081218

17.

Разбор олимпиадных заданий

10.05.2025

9.00

Миронова Л. В.

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода», к.24

18.

Предложения с чужой речью. Кавычки.

17.05.2025

9.00

Олимская А.А.

ГУО «Средняя школа №1

г. Славгорода», к.25

19.

Практикум по разным разделам русского языка.

24.05.2025

9.00

Давыдова В. И.

ГУО «Средняя школа № 24

г. Славгорода», к.8

АРХИВ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.