РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Начиная работу в классе, где обучаются дети с особенностями психофизического развития, необходимо:
- познакомиться с ними поближе (изучить интересы детей, их психологические особенности, умение ладить с детьми и взрослыми);
- установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить;
- пересмотреть свое понимание «справедливости»: относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым; быть справедливым – это предоставлять каждому ребенку все то, что ему требуется, удовлетворять все его потребности;
- помнить, что нельзя сравнивать результаты работы ученика с особенностями психофизического развития с достижениями других учащихся, а только с его собственными достижениями с учетом программы, по которой он занимается;
- понимать, что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с особенностями психофизического развития благоприятного психологического климата, так как цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс, трудовую деятельность, внеклассные мероприятия на доступном для них уровне;
- познакомиться с родителями ребенка, заинтересовывать и подключать их к процессу обучения и воспитания, действовать сообща.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно в классе в вашем присутствии.
- Очень важно помнить, что детям с ОПФР может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
- Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
- Используйте наглядные пособия: видеофильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
- Не забывайте, что «повторение - мать учения». Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
- Индивидуально дозируйте темп, объём и сложность работы.
- Учитывайте «зону ближайшего развития», постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку.
- В процессе обучения целесообразно опираться на все анализаторы (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус).
- Задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО В КЛАССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
- Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.
- Помни: максимум поощрения, минимум наказания.
- Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка.
- Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление.
- Заканчивай урок со звонком, перемена существует для отдыха.
- Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе.
- Никогда не критикуй детей с ОПФР перед другими детьми. Помни, что только при поощрении можно добиться лучших результатов.
- Самое главное – не упустить возможности похвалить ученика и повысить у него чувство собственного достоинства.
- Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения.
- Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы.
Психолого-педагогические рекомендации
по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:
- учитывать реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
- чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
- помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не средство давления или контроля;
- замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала;
- развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников;
- проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:
- опираться на его сильные стороны;
- избегать подчёркивания его промахов;
- показывать, что вы удовлетворены учеником;
- уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику;
- уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться;
- знать обо всех попытках ученика справиться с заданием;
- уметь взаимодействовать с учеником;
- проявлять веру в ученика, демонстрировать оптимизм.