ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЖЕТ
- Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
- Уча ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью, всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас — тоже ложь.
- Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем лучшее представление у него сложится о себе самом, тем реже у него будет возникать желание солгать.
- Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
- Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
- Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто лжет.
- Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
- Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку.
- Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ЗАПОМИНАЕТ
- Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.
- При подготовке уроков чередуйте способы работы: конспектирование, запоминание на слух, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
- Для того чтобы лучше запомнить текст, прочитывайте его вслух.
- Ребенок лучше запоминает тогда, когда перескажет прочитанное.
- Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
- Для осмысления запоминаемого текста можно использовать схему:
- о чем или о ком говорится в тексте;
- что об этом говорится.
- При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.
- Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, т.к. забывание активнее происходит первые 24 часа. После математики учите историю, после физики литературу. Память любит разнообразие.
- При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
- Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
- Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном, нужно повторить то, что учили.
- Не учите стихи по столбикам. Короткие стихи заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ГИПЕРДИНАМИЧЕН
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Четко придерживайтесь режима дня.
- Строго разграничьте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
- Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
- Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
- Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
- Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании.
- Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
- Говорите с ним сдержанно, мягко, спокойно.
- Учите его сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.
- Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок, в зародыше.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать — делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
- Наказывайте гипердинамичного ребенка только неподвижностью.
- Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАСТЕНЧИВ
- Выражайте безусловное расположение ребенку.
- Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
- Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
- Заранее разъясните ребенку новую ситуацию, что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых ситуациях.
- Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите его идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача — это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
- Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смущения.
- Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
- Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
- Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
- Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
- Учите ребенка общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
- Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаза в глаза», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
- Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
- Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
ЕСЛИ РЕБЕНОК МЕДЛИТЕЛЕН
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
- Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
- Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.
- Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах — подбодрите, самый ничтожный успех — подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
- Всегда помните о том, что такому ребенку надо время «на раскачку».
- Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.
- Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
- Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
- Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
- Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
- Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.