Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Голосование
Ваше отношение к школьной форме?
Всего 93 человека

Советы психолога

Дата: 21 апреля 2016 в 18:14, Обновлено 21 апреля 2016 в 20:27

РОДИТЕЛЯМ

СУИЦИД...

ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДА И ПАРАСУИЦИДА

1. Ситуации риска:

  1. ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие образу «я» и унижающие чувства собственного достоинства;
  2. запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  3. разрыв отношений и межличностные конфликты;
  4. смерть любимого (другого значимого человека);
  5. серьезные трудности и неудачи в учебе;
  6. высокие требования в школе (к результатам обучения, показателям экзаменов);
  7. одарённые учащиеся;
  8. сверхкритичность к себе, неудовлетворенность между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  9. нежелательная беременность, аборт и его последствия;
  10. жертвы сексуального насилия;
  11. явное аддиктивное поведение;
  12. принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам;
  13. серьёзная физическая болезнь;
  14. ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
  15. посттравматический синдром.

 

2. Семейные факторы:

  1. история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
  2. насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
  3. недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости в вопросах воспитания;
  4. конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
  5. неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями, одиночество;
  6. развод родителей,  негативно сказывающийся на состоянии несовершеннолетнего;
  7. осложненный алкоголизм родителей, создающий невыносимую обстановку в семье;
  8. психические отклонения у родителей.

 

3. Психическая патология:

  1. депрессия;
  2. девиантное поведение (в том числе алкогольная зависимость);
  3. психоз;
  4. расстройство адаптации;
  5. шизофрения.

 

4. Признаки суицидального поведения:

  1. антивитальные переживания (размышления об отсутствии смысла жизни без четких представлений о своей смерти);
  2. пассивные суицидальные мысли (фантазии на тему своей смерти);
  3. суицидальные замыслы (наличие плана суицида, способов его реализации и др.);
  4. суицидальные намерения (решение о выполнении плана совершения суицида);
  5. парасуицид (суицидальная попытка);
  6. суицид (самоубийство).

 

Уважаемые родители! Помните!

Эти слова ласкают душу  ребенка...

- Ты самый любимый!

- Ты очень много можешь!

- Спасибо!

- Что бы мы без тебя делали?!

- Иди ко мне!

- Садись с нами!

- Расскажи мне, что с тобой?

- Я помогу тебе...

- Я радуюсь твоим успехам!

- Чтобы ни случилось, твой дом - твоя крепость!

- Как хорошо, что ты у нас есть!

 Говорите эти слова своим детям!

 

Почему ребенок решается на самоубийство?

- нуждается в любви и помощи и не получает их

- чувствует себя никому ненужным

- не может сам разрешить сложную ситуацию

- накопилось множество нерешенных проблем

- боится наказания

- хочет отомстить обидчикам

- хочет получить кого-то или что-то

 

Что должно насторожить в поведении ребенка?

угрожает покончить с собой, составляет записки об уходе из жизни

- заявляет: «ненавижу жизнь», «они еще пожалеют о том, что мне сделали», «я никому не нужен», «я больше не в силах вы носить это» и т.п.

- отмечается резкая смена настроения

- раздает любимые вещи, «приводит свои  дела в порядок»

- становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать

- живет на грани риска, не бережет себя

- утратил самоуважение

- начал или усилил употребление алкоголя   или наркотиков

 

Чего нельзя делать?

- не читайте нотации;

- не игнорируйте ребёнка, его желание  получить внимание;

- не говорите «Разве это проблема?», «Ты  живешь лучше других» и т.д.;

- не спорьте;

- не предлагайте неоправданных утешений;

- не смейтесь над подростком.

 

Что Вы можете сделать?

- серьезно отнеситесь ко всем угрозам, пусть  специалист (психолог, психиатр) решает, насколько они реальны;

- будьте внимательны к своему ребенку, умейте  слушать ребенка;

- откровенно разговаривайте с ним;

- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;

- не оставляйте ребенка один на один с проблемой;

- предлагайте конструктивные подходы к  решению проблемы;

- вселяйте надежду, что любая ситуация может  разрешиться конструктивно;

- привлеките к оказанию поддержки значимых  для ребенка лиц;

- не бойтесь просить о помощи.

 

 

♦  ♦  ♦

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ В ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Перед тем, как сесть вместе с ребенком за учебники, постарайтесь мысленно поставить себя на место ребенка – только так ему можно помочь.

1. Посоветуйтесь с преподавателем, как лучше построить домашние занятия, и запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребенком за уроки.

2. Совместная работа с ребёнком требует от родителей терпения. Подготовка заданий с ребенком очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: "Нет никаких сил... все нервы вымотал...". Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват - ребёнок. Себя все родители жалеют, вот ребенка - очень редко...

3. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки (с мамой или папой, менее приемлемый вопрос – с бабушкой или дедушкой). Мамы обычно более мягки,  но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край... Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и "на расправу" другого.

4. Не пытайтесь решать сложные вопросы криком или нотациями, чтобы не портить нервы себе и ребенку и не превратить домашнюю работу в ежедневную пытку.

5. Объясняя что-то ребенку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес.

6. Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш "отстающий" ученик устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: "Ничего не задали". В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

7. Не пытайтесь делать всю работу за ребенка. Конечно, так было бы легче и быстрее, но в таком случае никакой реальной пользы от вашей помощи не будет: ведь учиться дальше предстоит не вам, а ему.

8. В то же время не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно (сначала разберитесь, что ему понятно, что и как делать).

9. Есть давнее заблуждение: если есть трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти трудные и утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! И поэтому не стоит перегружать ребенка тем, что у него не получается. Такие занятия должны быть чрезмерно корректные и спокойные с использованием одобрения, поощрения.

10. При подготовке домашних заданий постарайтесь насколько возможно уменьшить объем письменных работ (механическое письмо (как и чтение) для повышения грамотности, многократное переписывание домашнего задания). Обязательно необходимо оставить время для отдыха и любимых дел.

11. Попробуйте предложить ребенку делать домашнее задание с кем-нибудь из друзей. Но не стоит приглашать в гости более успевающего товарища, чтобы совместное творчество не оказалось обыкновенным списыванием.

12. Пусть дети по очереди попробуют себя в роли учителя. Объясняя и помогая другому, легче понять и запомнить это самому.

13. Дети, которых сильно ругают и наказывают, могут дойти до состояния крайнего беспокойства и напряженности и потерять способность концентрировать внимание на чем бы то ни было.

14. Не превращайте проверку домашнего задания в показательные выступления. Бывает достаточно ответов на несколько ваших вопросов. И помните, интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.

15. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Не смотрите "даже одним глазком" телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

16. Помните, что время выполнения уроков священно и неприкосновенно, поэтому отрывать ребенка от занятий по пустякам вы уже не имеете права.

17. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 25-35 минут, после чего необходимо делать 5-10 минутный перерыв. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и "не жалея времени" сделать сразу все домашние задания.

18. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок понял: учеба - не наказание, а плохая оценка не окончательный приговор его умственным способностям. Главное, чтобы он научился учиться!

♦  ♦  ♦

РЕКОМЕНДАЦИИ   РОДИТЕЛЯМ

УЧАЩИХСЯ    1 - 4 -х классов

1. Ежедневно    интересуйте   школьными    делами   детей,  проявляя внимание   и  терпение.     При    этом   не  ограничивайтесь   дежурными вопросами: «Что  получил?», «Как дела?», а расспрашивайте   о чувствах,  настроении, проявляйте   эмоциональную   поддержку и т.д.

2.  Не   скупитесь    на  похвалу,  замечайте   даже самые    незначи­тельные    на  Ваш    взгляд   достижения   ребёнка,  его   посильные успехи.   При встрече   с   неудачами   в учёбе   старайтесь   разобраться вместе, найти выход, предвидеть   последствия действий. Не запугивай­те ребенка,  страх    не   активизирует   его   деятельность.

3. Развивайте    любознательность,  поощряйте    любопытство, удовлет­воряйте   его    потребность   в   знаниях.  Давайте   ребенку    как  можно больше  сведений    и  не   забывайте,  что до   7 лет усваивается   около  90% основополагающей   информации о  мире  и   примерно    столько же важней­ших жизненных  навыков.   На всю оставшуюся   жизнь приходится    только 10%.

4. Покупайте  и   дарите   книги,    картины.   Читайте вслух, предлагайте ребёнку   почитать  Вам, обсуждайте   прочитанное.  Опреде­ляйте   с ним   программу чтения  на неделю, месяц и помогайте   осуще­ствить,  поощряйте ее выполнение.

5.  Помогайте ребёнку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти  выход, решение, совершать  поступок.

6. Будьте доброжелательными   к   одноклассникам, не запрещайте делать вместе   уроки, так как    замечено, что  индивидуально   предпочитают рабо­тать   отличники, а средне-  и   слабоуспевающим    нравится   заниматься па­рами, группами. К  тому же   известно; тот, кто учит, учится сам. 

7.  Активно слушайте своего ребёнка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызываем психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится   впечатлениями    о   прожитом.

8. Не  говорите о  школе,   не   критикуйте учителей    в  присутствии ребёнка,   создавайте   у   него   позитивное,   положительное отношение   к школе.

9.  Принимайте участие   в делах  класса   и школы. Ребёнку   будет приятно, если   школа   станет    частью   Вашей   жизни.   Ваш   авторитет повысится!

♦  ♦  ♦

 

► УЧЕНИКАМ

КАК ПЛАНИРОВАТЬ
СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель пред­стоя­щей деятельности.
  2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя тол­ка­ет сделать это, для чего это нужно.
  3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
  4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый оче­видный вариант не является самым лучшим.
  5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
  6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою дея­тельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
  7. По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанныеошибки, чтобы из­бежать их в будущем.

♦  ♦  ♦

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ВОЛЮ

  1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от ка­ких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
  2. "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть",  - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уве­ренности не стоит начинать.
  3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".
  4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
  5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
  6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

♦  ♦  ♦

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ УСТАНОВОК

В ОБЩЕНИИ

  1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатле­нию, особенно избегай негативных оценок.
  2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и непо­вторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, класси­фицировать людей.
  3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы же­лаем их представить.
  4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную спо­собность к изменению.
  5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая посту­пок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
  6. Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

♦  ♦  ♦

КАК РЕШАТЬ МЫСЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном су­жении рамок условия.
  2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
  3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
  4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
  5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?
  6. Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней ка­кое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

♦  ♦  ♦

КАК РАЗВИВАТЬ СВОЙ УМ

  1. Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а че­ловек посредством мозга.
  2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
  3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную ско­рость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на чело­веке.
  4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
  5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умствен­ной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компе­тентности, но не принижай свои возможности.
  6. Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточе­нию внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
  7. "Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древне­греческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".

♦  ♦  ♦

ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ МНЕМОЗИНЫ

  1. Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше за­помнится.
  2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить на­долго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
  3. Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:

1) пойми; 2) установи логическую последовательность; 3) разбей мате­риал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт".

  1. Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно ре­шенными.
  2. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
  3. Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра.
  4. Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает".
  5. Настоящая мать учения не повторение, а применение.
  6. Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги "ри-ка-ку-по-лу-ша" можно запомнить, связав их в искусственное предложение "Присказку послушай".

♦  ♦  ♦

КАК СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
СВОИ СПОСОБНОСТИ

  1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и инте­ресам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься перво­проходцем своей судьбы.
  2. Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему ода­рен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% - дважды, а 20% - свыше двух раз.
  3. Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.
  4. Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограни­чивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладе­ния одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интере­сов.
  5. Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии из­вестен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсиро­вать недостающие компоненты способностей.

♦  ♦  ♦

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
СВОИМ ВООБРАЖЕНИЕМ

  1. Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учитьне следовать за этим воображением, а управлять им.
  2. Откажись от привычки давать воображению полную свободу.
  3. Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фан­тазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бо­роться с определенным образом, а думать о другом.
  4. Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, на­пример, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.
  5. Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство от­дыха. Дома, когда устанешь сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и бла­женства на природе. Ты отлично отдохнешь.

♦  ♦  ♦

КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

  1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмо­ций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хо­роши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
  2. Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
  3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотно­шения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог сим­патии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
  4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причи­ной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
  5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, на­сколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
  6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно ска­зать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

♦  ♦  ♦

КАК ПРОИЗВЕСТИ

ПЕРВОЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

  1. Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека.

Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.

  1. Увидя человека, улыбнитесь.

Улыбнитесь именно этому человеку.

  1. Установите и поддерживайте контакт глазами.

Пока кто-нибудь из говорит, смотрите на человека, ни вниз и ни в сто­рону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь.

  1. Поздоровайтесь первым и протяните руку.

Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробя­щим.

  1. Искренне приветствуйте входящего.

Лучшая форма приветствия "Рад видеть Вас", чем "Как поживаете?"

  1. Называйте вошедшего по имени.

Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произно­сите имя правильно.

  1. Не говорите слишком тихо или слишком громко.

Если говорить тихо, то люди могут решить, что вы в опасном положе­нии. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.

  1. Если Вы хозяин проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки.

Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выяс­ните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.

  1. Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе.

Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.

10. Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других

      гостей.

      Изучите местные обычаи.

11. Узнайте все, что возможно о человеке и его компании.

      Используйте свои знания во время беседы.

12. Изучите основные правила этикета учтивости.

      Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях,

      обратитесь к книге по современному деловому этикету.

13. Постарайтесь больше слушать, а не говорить!

Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Од­нако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы погово­рили, сделайте ему одолжение.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.